slava68: (Default)
[personal profile] slava68

Брежнев с правнучкой в Mercedes (W116 – 450 SE)

Галстук-прищепка Брежнева

Леонид Ильич Брежнев, Генеральный секретарь ЦК КПСС, до конца 1960-х годов одевался «как все», то есть пользовался услугами спецателье на Кутузовском проспекте, а потом его обшивал модельер Александр Игманд, которого генсек для удобства произношения именовал Зигмундом. Каких-либо модных тенденций Леонид Ильич не придерживался. Хотя некоторые импортные вещи, особенно облегчавшие процесс одевания, ему нравились. Например, он в середине 1970-х «попался» на одну «модную штучку». Виктор Суходрев вспоминал, что кто-то показал Брежневу галстук-прищепку. Это галстук с готовым узлом фабричного изготовления, который держался на рубашке за счёт пришитого к верхней части узла специального пластмассового крючка и двух узких длинных «крылышек», отходящих влево и вправо от узла. Крючок цеплялся за верхний край рубашки, а крылышки подсовывались под воротник. В принципе это были дешёвые галстуки для бедных или слишком ленивых. Но Брежнев потребовал привезти ему такие.

Спецоперацию «Галстук» возглавил министр иностранных дел, член Политбюро Андрей Громыко, а исполнителем был выбран переводчик Виктор Суходрев. Как ни пытался он объяснить главному дипломату СССР, что негоже генеральному секретарю использовать такой ширпотреб, тот был непреклонен. В приличных магазинах этих галстуков не оказалось, пришлось отправляться в дешёвый район и покупать галстуки-прищепки. И Брежнев начал их носить! Естественно, его при удобном случае высмеяли американские журналисты…

Нельзя сказать, что Брежнев был равнодушен к импортной одежде. Во-первых, ткани для костюмов были, как правило, импортными, рубашки и галстуки – тоже. Виктор Суходрев вспоминал, как генеральный секретарь радовался подаренным ему импортным курткам: «По давней традиции каждому гостю, оставшемуся хотя бы на одну ночь в Кемп-Дэвиде, дарят лёгкую куртку-ветровку тёмно-синего «военно-морского» цвета. На её правой стороне надпись Camp David, под ней красуется изображение печати Президента США. А на левой стороне куртки, подаренной Брежневу, было, кроме того, вышито Leonid Brezhnev. Генсеку эта куртка очень понравилась. Он сразу же её надел и не расставался с ней все два дня, проведённые в резиденции. С особым удовольствием Леонид Ильич щеголял в ней перед большой группой теле- и фотожурналистов, которых на короткое время пустили на территорию резиденции. Он выпячивал грудь, показывал рукой на вышитую надпись и приговаривал: «Вот – Леонид Брежнев!»

А в другой раз Брежнев буквально выпросил меховую куртку у американского президента Джеральда Форда. «В дни визита, – вспоминал Суходрев, – Форд выходил на улицу в роскошной меховой куртке, которая очень понравилась Брежневу. Перед началом одной из встреч Леонид Ильич даже погладил её рукой и спросил, какой это мех. Форд ответил, что на куртку пошло три вида меха: волк, ласка и бобёр. Брежнев, выражая своё восхищение, даже причмокнул губами. И вот, улетая, Форд, перед тем как подняться по трапу в самолёт, снял с себя свою замечательную куртку и протянул её Брежневу – пусть она напоминает вам о нашей встрече, сказал президент. Брежнев расплылся в улыбке и принял подарок». Кстати, Форд получил в ответ меховую ушанку.

А как обеспечивались импортом семьи высших государственных и партийных чиновников? При Брежневе рядом с ателье на Кутузовском появился специальный магазин, в котором можно было приобрести западные изделия, причём не за сертификаты, чеки Внешпосылторга или валюту, как в магазинах «Берёзка», а за обычные рубли. Один магазин такого рода был в ГУМе, так называемая сотая секция. Посещать её могли только «избранные», обычно родственники «руководителей партии и правительства». На входе каких-либо пропусков не требовали, но нужно было или чтобы тебя знали в лицо, или сказать своего рода пароль, имя-отчество человека, «от которого» ты пришёл. Магазин «закрытого типа» был открыт и в Доме приёмов на Ленинских горах. Там проблем с отсечением посторонних лиц не было, поскольку вся территория находилась за высокой стеной и под круглосуточной охраной. Просуществовало это «предприятие советской торговли» до 1987 года, а потом было ликвидировано в рамках горбачёвской перестройки и борьбы с привилегиями. Кстати, особенностью всех этих магазинов было то, что товары в них продавались по более чем щадящим ценам.

Вещи производства «вероятного противника» закупались для первых лиц и в США, но в индивидуальном порядке и под строгим секретом. Застрельщиком этого процесса был министр иностранных дел Андрей Громыко. Из американских командировок привозились подарки Брежневу, Андропову, а позже и Черненко. Подарки были качественные, но довольно однообразные: шляпы, рубашки, галстуки.


Члены Политбюро предпочитали шляпы типа «хомбург», которые были популярны в Америке у главарей мафии в 1930-е годы

Гангстерские шляпы генсеков

Производил эти закупки для соратников, да и самого Андрея Андреевича переводчик Виктор Суходрев. Особенно трудно было искать для советских вождей старомодные шляпы типа «хомбург» – фетровые, с высокой тульей, немного загнутыми по окружности и обшитыми шёлковой тесьмой полями, которые были популярны в Америке у главарей мафии в 1930-е годы. Суходрев нашёл магазин «Стетсон» на Мэдисон-авеню, в котором такие шляпы продавались. Громыко давал ему свою шляпу, чтобы по её образцу купить новую, причём требовал исключительно головной убор мышино-серого цвета и никакого другого. Суходрев привозил шляпы на просмотр, Громыко придирчиво отбирал нужные. А потом в магазине на них золотым тиснением выводили инициалы будущих владельцев: ААГ, ЛИБ, ЮВА, а позже и КУЧ.

Но шляпы, галстуки и нижнее бельё в брежневские времена были не самыми дорогими аксессуарами. Генеральный секретарь был большим любителем автомобилей, и все подаренные ему машины опробовал лично. А машины были высшего класса: Rolls-Royce, Cadillac, Oldsmobile, Nissan President (эта машина, сделанная для Брежнева, с левым рулём и приёмником УКВ, сейчас выставлена на продажу по цене 9 миллионов 300 тысяч рублей). А ещё были Mercedes, Lincoln и автомобили производства других флагманов автостроения. За руль отечественных машин «Чайка» и «ЗИЛ» Брежнев сам не садился. Его преемники вплоть до Ельцина сами автомобили не водили, а Борис Николаевич всё-таки поездил сначала на «Москвиче», а потом на BMW 750 и внедорожнике Chevrolet. Со второй половины 1990-х регулярное использование отечественных автомобилей высшими должностными лицами государства прекратилось. И сегодня уже никто не задумывается о том, какие костюмы, ботинки, часы и головные уборы они носят. Разве что вспыхнет дискуссия о том, правильно ли использовать «вражеский» iPhone или откуда появились дорогущие часы. Вспыхнет, да и затухнет…

Материал честно учащен отсюда: http://www.sovsekretno.ru/articles/id/5491/

Profile

slava68: (Default)
slava68

February 2026

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 12th, 2026 10:39 pm
Powered by Dreamwidth Studios