Сегодня, 16 июня, Госдума приняла в первом чтении законопроект о «праве на забвение». Главное, что нужно знать о новой законодательной инициативе: каждый гражданин России может потребовать удалить из интернета любую информацию о нем, если этой информации больше трех лет. Для этого не нужно будет ни суда, ни следствия, понадобятся лишь желание и паспортные данные заявителя.
На самом деле в законопроекте прописано удаление не совсем из интернета – он обязывает «оператора поисковой системы» удалить все ссылки на человека. Однако термин настолько расплывчатый, что «оператором поисковой системы» может оказаться любой владелец сайта.
Депутаты, придумавшие этот закон, настаивают, что делали его точно таким, как в Европе. Беда в том, что в Европе нет такого закона и хоть какие-то предварительные его очертания появятся года через два-три. Есть несколько судебных решений и есть вяло идущий на уступки местным властям Google. Пока этот европейский закон только обсуждается, выглядит неубедительно, есть много опасений насчет злоупотреблений им в цензурных целях.
Один из авторов законопроекта, депутат Казаков, выступая в прямом эфире на радио, в очередной раз заявил, что это совершенно не про цензуру. «Сайты же мы не требуем удалять! Только ссылки на них из поисковиков!» Намекая, что могли же! Но не стали же! Это лишний раз показывает, насколько хорошо российские депутаты разбираются в интернете.
Ну и, наконец, последняя красивая идея. На общем фоне то ли незначительная, то ли, наоборот, настолько масштабная, что в голове не укладывается. Это история о подсудности. Раньше иностранных граждан и организации можно было судить, только если у них есть имущество на территории РФ. А в новом законопроекте добавлены слова «и (или) распространяет рекламу в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, направленную на потребителей, находящихся в Российской Федерации». При этом не дается никаких критериев. Более того, поисковик может даже рекламу не показывать, там есть отдельное правило про «информацию и (или) рекламу, направленную на пользователей, находящихся в РФ». Как предполагается устанавливать, направлена ли была реклама, а то и прямо информация на беззащитного русского пользователя?
Подытожим: новый законопроект, сделанный якобы «как в Европе», не имеет никаких аналогов в европейском законодательстве; принуждает поисковики выступать в несвойственном им качестве юристов; требует удаления любой информации, в том числе достоверной; вводит понятие «информация/реклама, направленная на пользователя из РФ»; позволяет звать в суд из любой точки РФ любого поискового оператора, раз уж он рекламу показывал русским людям. Наконец, он строго-настрого запрещает поисковикам говорить, что к ним за удалением информации обращались.
Этот законопроект не просто плох. Он нацелен на переписывание прошлого и сокрытие компромата. Он явно не может защитить права простых граждан, явно не для этого придумывался и поможет разве что скорейшей гибели русского сегмента интернета. Предполагается, что закон вступит в силу 1 января 2016 года. Чего ждать, правда. Интернет сам себя не уничтожит.
Я записался на выступление по закону о забвении. Но из списка выступающих мое имя исчезло
— Дмитрий Гудков (@gudkovd) 16 июня 2015
Дмитрий @gudkovd: чиновник убил ребёнка в ДТП, проходит три года, он хочет удалить инфу, поисковик не согласен — штраф
— Самый Быстрый Слон (@FastSlon) 16 июня 2015Дмитрий Гудков
Я единственный против законопроекта о забвении, и он принят в 1-м чтении